Меню Закрыть

Несмотря на свой относительно молодой возраст, Одесса - поистине уникальный город, прославившийся своей культурной жизнью и богатейшими традициями. До 1917 года Одесса насчитывала около шестидесяти храмов, которые являлись маяками духовного света Божественной любви, свидетельством веры и города украшением. Некогда огромная Новоконная площадь на Молдаванке сейчас не кажется большой. Её былую величину скрадывают многочисленные зелёные насаждения.Теперь уже трудно догадаться, что ранее это обширное пространство группировалось вокруг единого композиционного центра - величественного Свято-Алексеевского храма.

Как свидетельствуют источники, храм во имя святого преподобного Алексия Человека Божия ведёт отсчёт своей истории с 80-х годов XIX столетия, когда Молдаванку украшал первый городской железнодорожный вокзал.

Здание Одесского железнодорожного вокзала. Конец XIX века.

Рост населения местности, прилегающей к Товарной станции – Ближних Мельниц, Воронцовки, значительной части Молдаванки – привел к тому, что постройка нового храма стала насущной потребностью для православных жителей этих районов. Стоит отметить и тот немаловажный факт, который также послужил причиной к постройке храма, а именно открытие в 1882 году религиозно-нравственных чтений при мастерских Большого вокзала. Лекции читались студентами 5-6 классов Одесской духовной семинарии под руководством ректора. Эти чтения по свидетельству очевидцев имели большой успех. Несколько раз их посещал сам Одесский градоначальник.

Как раз в это время Одесская дума предположила построить в Одессе храм в память о почившем Государе Императоре Александре II. Сохранилось письмо жены начальника Одесской станции железной дороги Александры Канабих, в котором она просит городскую управу построить храм именно на площади около Большого вокзала:

"На Большом вокзале Одесской железной дороги и около него живет и несет тяжелые труды многочисленное население православных, и это трудное население, по отдельности от святого храма весьма затрудняется в том, чтобы хоть по праздничным дням отвести душу в утешениях религии, доставляемых богослужением и церковными поучениями - благоговейное внимание, с которым этот народ выслушивал религиозно-нравственные чтения, бывшие в течении Великого поста под руководством одного из членов Одесского Свято-Алексеевского братства, показывает, что народ с глубокой благодарностью принимает и дорого ценит те малые крупицы, подаваемые ему во имя Святой веры Христовой. Между тем, известно, что Одесская дума предположила построить в Одессе храм в память о почившем Государе Императоре. Совет братства, не выходя из пределов своей благотворительной задачи, оказал бы большую услугу населению Большого вокзала, если бы принял на себя труд ходатайствовать перед кем следует о том, чтобы предположенный храм был построен на площади около Большого вокзала. Удовлетворение насущной религиозной потребности бедного трудового населения в означенном месте было бы вполне согласно с духом и намерениями в Боге почившего Государя, память о котором хотят увековечить святым храмом граждане города Одессы. Этого искренне желают жители означенной местности... Это желание имею честь представить на рассмотрение совета братства и прошу оказать возможное содействие этому благому делу."

В 1884 году было получено разрешение на устройство временного молитвенного дома в честь святого благоверного князя Александра Невского. С разрешения Преосвященного епископа Херсонского и Одесского Никанора (Броковича), молитвенный дом устраивался временно, до построения полноценного храма в честь царя-мученика, но со всеми правами приходской православной церкви. Освящение молитвенного дома состоялось 5 декабря 1884 года.

Одесский вестник за 6 декабря (24 ноября) 1884 года.

Приход молитвенного дома составляли следующие улицы: Болгарская, Малороссийская, Хуторская, Сиротская, Воронцовка, Ближние Мельницы и Степовая (до Конной площади включительно). Первым настоятелем стал священник Петр Лозинский, а старостой летом 1885 года прихожане единодушно избрали домовладельца М.М. Русского.

С открытием Александро-Невского молитвенного дома начался сбор пожертвований на строительство проектируемого храма. Однако многие жители, особенно богатые домовладельцы, воздерживались жертвовать - по той простой причине, что городом еще не было определено конкретное место под постройку. Тогда же, весной 1885 года, прихожане повторно обратились в городскую управу с прошением отвести место под строительство храма из переименованной Больше-Вокзальной на Новоконную площади. Здесь же излагалась и другая просьба, о принесении городом в дар молитвенному дому святого благоверного князя Александра Невского проекта храма, который был предназначен для строительства храма на Новом кладбище (сейчас это храм в честь святителя Дмитрия Ростовского на Втором христианском кладбище), не был реализован. По мнению прихожан, это позволило бы "избавиться от лишних расходов на составление нового". Прошение было полностью удовлетворено, а план постройки утвердил Высокопреосвященный архиепископ Никанор (Бровкович), возведенный в этот сан 20 марта 1886 года.

Получив поддержку со стороны духовенства и городского руководства, прихожане молитвенного дома возобновили сбор средств на постройку храма, пожертвовав в сумме 1500 тыс. рублей. Кроме того рабочие Большого вокзала обещали принести в дар на строительство храма по три рабочих дня в год. По реализации этот труд составил до 3 тыс. рублей.

Однако этих средств на строительство не хватало. В это время Господь посылает человека, который смог внести большую часть денежных средств на строительство (более 40 тыс. рублей из всех затраченных 58,5 тыс. рублей) - отставного полковника и одесского домовладельца Илью Семеновича Федоровского.

Одесский вестник за 7 июля 1887 года.

Щедрый даритель в свою очеред желал увековечить память своего покойного брата Алексея Семеновича, поэтому было решено освятить главный престол и сам храм в честь святого преподобного Алексия человека Божия. При этом не были забыты ни полковник Илья Семенович, ни первоначально планировавшееся наименование храма: правый престол решено было освятить в честь святого пророка Божия Илии и святителя Симеона, епископа Персидского, а левый - во имя святого благоверного князя Александра Невского. Закладка храма состоялась в 1887 году. Строительство продвигалось быстро и без задержек, что позволило подрядчикам к середине 1888 года практически закончить постройку храма.

8 октября (25 сентября) 1888 года, в день памяти святого преподобного Сергия Радонежского, состоялось освящение Свято-Алексеевского храма. По свидетельствам очевидцев такого замечательного для Молдаванки события, храм, архитектором которого выступил Аркадий Дмитриевич Тодоров, был построен с пятью куполами и двухъярусной колокольней. В храм вели трое дверей (центральные, северные и южные), к каждой из которых вели тридцать ступеней. На колокольне были установлены колокола: четыре малых, три средних и один большой, весов в 640 килограмм. Внутреннее убранство храма - прекрасный иконостас, лепка. Живопись иконостаса, иконы, евангелисты в парусах были написаны в старо-византийском стиле. Все художественные украшения были выполнены художником Швайкевичем, иконостас - Соковичем. Входящих в храм встречала надпись над главным входом: "Господу Богу от Его даров". Храм мог вместить 1000 молящихся, а на торжестве освящения присутствовали более 2000 жителей города.

Свято-Алексеевский храм.

Освящение и первую Божественную Литургию в новом храме возглавил архиепископ Никанор в сослужении духовенства. При освящении храма присутствовали также: прибывший в Одессу товарищ обер-прокурор Синода Николай Павлович Смирнов, Одесский градоначальник Григорий Григорьевич Маразли, члены городской управы, многие гласные думы, представители различных учреждений города, многие почётные граждане города во главе с основным жертвователем полковником Ильей Семеновичем Федоровским. В знак благодарности за значительную помощь в создании храма господин Федоровский был награжден иконой Спасителя в золотой ризе.

Свято-Алексеевский храм становится не только архитектурной доминантой Молдаванки, но и духовным центром для местных обывателей. Еще во времена существования молитвенного дома, открылась двухклассная церковно-приходская школа для мальчиков и девочек. В 1905 году в ней обучалось 180 детей. Под покровительством храма находились три народных училища, а также техническое и железнодорожное. В 1890 году распоряжением епархиального руководства при церкви было утверждено приходское попечительство. В разные годы в храме служили протоиереи Федот Жураковский, Михаил Клопотов, священники Михаил Ремизов, Николай Боголюбов.

Приходили в храм горожане и гости города помолиться, испросить мира и благополучия себе и своим близким. Причем среди прихожан можно было увидеть и первых лиц государства. В свое время августейшая семья Императора Николая II посетила Свято-Алексеевский храм, молилась за богослужением и причащалась Святых Христовых Таин. В память этого события по приказу городских властей около Свято-Алексеевского храма была возведена часовня.

Свято-Алексеевский храм. На переднем плане часовня, возведенная в память пребывания в храме Царской семьи Николая II.

Но в период безбожной коммунистической власти, когда закрывались и разрушались святые храмы, участь эта не обошла и наш город. В Одессе было закрыто большинство храмов. После закрытия кафедрального собора города кафедра правящего архиерея священномученика Анатолия (Грисюка) находилась в Свято-Алексеевском храме. Но и он был закрыт 20 марта 1932 года, а в 1936 году - разрушен.

Чудом уцелела черная мраморная доска со стены разрушенного Свято-Алексеевского, храма с памятной записью в честь основных благотворителей храма - братьев Федоровских. Перед уничтожением храма доску перенесли и вмуровали в торец дома священника, где она находится до сего дня.

Памятная мраморная доска, напоминающая о благодеянии братьев Федоровских, на чьи средства в XIX веке был построен Свято-Алексеевский храм.

Именно в бывшем здании дома священника обосновалась в 1942 году, во время румынской оккупации, восстановленная Алексеевская община. Аккуратный одноэтажный дом, девять окон по фасаду, резная дверь под ажурным козырьком. Настоятелем нового храма был назначен священник Виктор Шокотко. Эта временная церковь просуществовала дольше всех "военных" церквей, до 1962 года, когда, во время хрущёвских гонений, была закрыта, а затем в ее стенах размещались разные медицинские учреждения.

В 1996 году был вновь создана и зарегистрирована община Алексеевского храма, которая из года в год все крепнет и расширяется, исполняя свое надвременное служение Богу. В 2001 году началось возрождение храма преподобного Алексия человека Божия. В центре Алексеевского сквера на том же месте, где некогда был разрушен прежний храм, был заложен новый большой храм. Строительство продвигалось на средства прихожан и благодетелей, а в первую очередь их молитвами. 30 марта 2007 г. в алтарной части строящегося храма Владыкой Митрополитом Агафангелом была заложена памятная капсула, а 10 июля того же года Владыка освятил накупольные кресты.

2008 году году храм, устроенный в бывшем доме священника был освящен в честь иконы Божией Матери "Достойно Есть", в том же году при храме была открыта церковно-приходская Воскресная школа "Человек Божий".

30 марта 2009 года Высокопреосяшеннейший Агафангел митрополит Одесский и Измаильский освятил колокола для восстанавливающегося Свято-Алексеевского храма, а ровно через год, 30 марта 2010 года, освятил большой колокол храма.

В 2011 году была отреставрирована часовня, находящаяся в Алексеевском сквере. Часовню освятили в честь святых Царственных страстотерпцев.

15 сентября 2013 года состоялось освящение восстановленного Свято-Алексеевского храма. Когда-то храм был одной из жемчужин города и сегодня восстал в прежних своих красоте и величии. Вновь, через почти 80 лет после его разрушения, над Молдаванкой раздается колокольный звон Свято-Алексеевского храма.

Свято-Алексеевский храм, 2018 год.

Наша память свято хранит не только историю храма, но и подвиг тех священнослужителей, которые в разные времена и эпохи проходили свое служение в храме в честь святого преподобного Алексия человека Божия. За каждой Божественной Литургией возносится молитва о всех почивших клириках храма.

Трудами нынешней Алексеевской общины, во главе с настоятелем протоиереем Павлом Полещуком, в доме Божьем вновь зажглась лампада молитвы, вновь молитвы сотен и тысяч верующих возносятся к Богу, вместе с молитвами святого преподобного Алексия человека Божия.